Сейчас существует множество различных гаджетов и устройств и внутри у каждого из них находятся аккумуляторы и эти аккумуляторы нужно как-то заряжать. В этом обзоре речь пойдёт об универсальном зарядном устройстве LiitoKala Lii-500 для цилиндрических литий-ионных и никель-металл-гидридных аккумуляторов популярных форматов 18650, АА, ААА и пр.
Зарядки для аккумуляторов
Зарядки для аккумуляторов различаются по своим возможностям, поддерживаемым типам и форматам аккумуляторов, наличию или отсутствию функций тестирования и тренировки, способом индикации и т. д. От возможностей зависит и цена — чем больше функций и чем качественнее бренд, тем дороже стоит зарядное устройство.
LiitoKala Lii-500 Engineer
Рассматриваемое зарядное устройство LiitoKala Lii-500 Engineer относится к продвинутым моделям и является флагманом подобных устройств компании LiitoKala. В нём реализован наибольший набор функций среди зарядок этой компании. По сравнению конкурентами других марок Lii-500 тоже выглядит неплохо и на равных соревнуется с ними по своим возможностям.
LiitoKala Lii-500 может заряжать литий-ионные и никель-металл-гидридные аккумуляторы, разряжать и тестировать их по заложенным в неё программам, тренировать аккумуляторы и даже выступать в качестве пауэрбанка.
В этом обзоре мы подробно рассмотрим все его возможности, а начнём мы с упаковки и внешнего вида.
Упаковка
Поставляется устройство в невзрачной картонной коробке. Из опознавательных знаков на ней присутствует только маркировочная наклейка. В коробке находится само зарядное устройство, блок питания к нему, автомобильный адаптер на 12 В и инструкция-гармошка на английском языке.
Сама инструкция. Обладая минимальными познаниями в английском языке, из неё можно почерпнуть основные сведения об устройстве и приёмах работы с ним. Если вы совершенно не владеете английским, то в сети можно найти её русский перевод в виде PDF файла.
Теперь немного о комплектации. Начнём с автомобильного адаптера. На его кабеле присутствует наклейка, предупреждающая о том, что этот адаптер можно подключать только к бортовой сети с напряжением 12 В.
Сетевой адаптер с евро-вилкой. Проблем с его подключением к нашим розеткам не будет.
Характеристики блока питания крупным планом. Выходное напряжение 12 В и ток 2 А. Выходная мощность до 24 ватт, что обеспечивает возможность зарядки током до 1 А на каждый из четырёх каналов аккумуляторов.
Адаптер очень лёгкий и весит всего 65 грамм.
Внешний вид
Внешний вид самого устройства. Пружинные контакты довольно тугие и надёжно фиксируют аккумуляторы на своих местах. Настолько надёжно, что потом их проблематично извлечь обратно. Нужно либо чем-то отжимать пружинный контакт или подсовывать под них какую-нибудь ленту перед тем как вставить, для лёгкого извлечения аккумуляторов обратно.
Несмотря на сильный прижим, контакт с аккумулятором не всегда бывает хорошим, вплоть до не опознавания аккумулятора зарядным устройством. Поэтому иногда приходится поворачивать аккумулятор вокруг его оси для образования хорошего контакта.
Это также влияет на качество определения внутреннего сопротивления аккумуляторов. При разной установке и разном качестве контакта немного по разному определяется внутреннее сопротивление аккумулятора.
Крупным планом правильное направление установки аккумуляторов — плюсом ближе к экрану и минусом к пружинным контактам. Также видны четыре кнопки выбора каналов.
Внешний вид зарядного устройства сбоку. Видны две крупные кнопки «MODE» (выбор режима) и «CURRENT» (выбор величины зарядного тока).
Устройство достаточно лёгкое, его вес всего 211 грамм, но при установке в него аккумуляторов, оно становится более массивным и устойчивым на столе.
Внешний вид слева. Пластмасса и сборка качественные нигде ничего не прогибается и не скрипит.
Вид сзади. Видны разъёмы для подключения блока питания и выходной USB разъём для работы в режиме пауэрбанка. Разъём для подключения питания 12 В довольно надёжный, но, при попытках переставить с места на место подключённое устройство, оно может перезагрузиться с потерей накопленных результатов. Так что передвигать зарядку и тянуть за провода питания после начала работы с аккумуляторами не рекомендуется.
Вид справа. На этом снимке видны защитная плёнка, ещё не снятая с экрана, и наклейка-пломба LiitoKala на боковой поверхности корпуса.
Наклейка удостоверяющая, что это оригинальное устройство LiitoKala.
Нижняя поверхность корпуса: шесть винтов и четыре пластмассовые ножки, больше ничего нет.
Крупным планом надписи на нижней поверхности корпуса: все основные характеристики зарядного устройства. Видно даже упоминание Ni-Cd аккумуляторов.
Экран
На снимке видны все знаки и надписи, которые может отобразить экран LiitoKala Lii-500. Вверху находятся четыре цифры в кружках, обозначающие текущий номер канала (аккумулятора) с которым вы работаете в данный момент.
Слева находятся индикаторы режимов работы «CHARGE», «FAST TEST», «NOR TEST» и надпись «END» — признак окончания теста или зарядки аккумулятора. Справа располагаются индикаторы величины тока заряда «CURRENT 300mA», «CURRENT 500mA» и т. д.
Посередине виден знак USB порта — это условное обозначения режима пауэрбанка.
Далее идут индикаторы текущего напряжения на аккумуляторе, «залитой» или «слитой» ёмкости, внутреннего сопротивления аккумулятора и времени прохождения текущей операции.
Работа
Теперь немного о работе с LiitoKala Lii-500. Устройство имеет четыре режима работы: заряд, быстрый тест («FAST TEST»), нормальный тест («NOR TEST») и пауэрбанк. Режимы выбираются нажатием на кнопку «MODE».
Режим «заряд» (CHARGE)
Это самый простой режим работы — соответствующей кнопкой выбирается один из аккумуляторов и кнопкой «CURRENT» задаётся необходимый ток его заряда из четырёх доступных значений «300», «500», «700» или «1000» миллиампер. Это всё. Аккумуляторы заряжаются и на экране отображается залитая в них ёмкость (а также время зарядки, внутреннее сопротивление аккумулятора и прочие характеристики).
Зарядка автоматически различает установленный в неё тип аккумуляторов и прекращает заряд при достижении нужного напряжения на них.
Режим «быстрый тест» (FAST TEST)
В этом режиме аккумуляторы сначала разряжаются, а затем полностью заряжаются. Можно выбрать из четырёх значений зарядного тока «300», «500», «700» или «1000» миллиампер, при этом автоматически задаются токи разрядки — 250 мА для двух первых токов зарядки и 500 мА для двух последних.
Этот режим используется для тренировки Ni-MH аккумуляторов и для быстрой оценки ёмкости литий-ионных аккумуляторов.
Режим «нормальный тест» (NOR TEST)
Это более продвинутый режим, состоящий из трёх этапов: полной зарядки, разрядки с записью реально отданной аккумуляторами ёмкости и последующей полной зарядки. Этот тест позволяет более точно определить реальную ёмкость аккумуляторов, поскольку она измеряется непосредственно при отдаче тока на нагрузку.
Выбор значений токов зарядки и разрядки полностью аналогичен предыдущему режиму.
Режим пауэрбанка
Это зарядное устройство можно использовать в качестве пауэрбанка. Для этого достаточно отсоединить питающий провод и вставить в устройство литий-ионные аккумуляторы (с никель-металл-гидридными аккумуляторами этот режим не работает). Вставлять можно любое количество аккумуляторов и в любые слоты.
На выходе стандартный USB разъём со стандартным напряжением 5 В и током до 1 А. И этот выход можно использовать для любых целей подзарядки других устройств или питания любой аппаратуры, способной питаться от USB разъёма.
В Lii-500 встроена защита и устройство не даст в этом режиме разрядить аккумуляторы в ноль, при достижении минимально допустимого порога USB выход отключится.
Разборка
Теперь переходим к разборке Lii-500. Достаточно открутить шесть винтов и можно снимать нижнюю крышку корпуса.
Крупным планом вид снизу на плату устройства. Видны две микросхемы восьмиканальных аналоговых переключателей HCF4051 и более крупная микросхема без маркировки.
Вид устройства с вынутой из корпуса платой. С дисплейным модулем её соединяют несколько проводов, самим дисплеем управляет микросхема HOLTEK HT16218.
Крупным планом обратная сторона основной платы. Вся схемотехника как на ладони.
Крупным планом устройство интерфейсной части — вход от адаптера 12В и выход на USB разъём 5В.
Крупно устройство контактных держателей аккумуляторов. Видны также два термодатчика (два белых «шарика» между пружинами). Белые они от обильно намазанной на них термопасты.
По поводу качества изготовления устройства можно сказать, что оно довольно хорошее, но несмытый флюс присутствует на плате во множестве мест, то есть это не исключение, а практика производства.
На этом с разборкой заканчиваем и переходим к тестированию
Тестирование
Тестировать LiitoKala Lii-500 будем на литий-ионных аккумуляторах формата 18650 Meco 4000 мАч.
Замеряем напряжение на аккумуляторе мультиметром UNI-T UT70A и выясняем, что оно равно 4,05 В.
Вставляем его в LiitoKala Lii-500 и убеждаемся, что зарядка абсолютно корректно определяет напряжение на аккумуляторах — нет никаких расхождений с показаниями мультиметра.
Теперь заряжаем литий-ионный аккумулятор в автоматическом режиме до появления на экране надписи «END». Устройство остановило заряд при достижении напряжения на аккумуляторе значения 4,2 В, что полностью корректно.
Теперь вынимаем аккумулятор из зарядки и проверяем напряжение на нём мультиметром. 4,18 В. Разница в показаниях составляет 0,02 В и находится в пределах погрешности используемого оборудования. В общем можно сказать, что с зарядкой литий-ионных аккумуляторов LiitoKala Lii-500 справляется хорошо.
Ni-MH аккумуляторы
Теперь протестируем работу зарядного устройства LiitoKala Lii-500 с никель-металл-гидридными аккумуляторами. В качестве подопытных будем использовать аккумуляторы GP Ni-MH 1800 mAh.
Крупным планом характеристики аккумулятора, указанные производителем на его корпусе. Рекомендуемый ток зарядки 180 мА, но у LiitoKala Lii-500 минимальным является ток заряда 300 мА, им мы и будем заряжать эти аккумуляторы.
Три из четырёх аккумуляторов были заряжены до напряжения 1,44 В (остальные скриншоты я не привожу, чтобы не загромождать обзор).
И после замера мультиметром показали 1,42 В, что на 0,02 вольта меньше значения, показываемого зарядным устройством. Эта небольшая разница находится в пределах погрешности используемого оборудования.
Один аккумулятор по какой-то, только зарядке известной причине, был заряжен до 1,5 В.
И показал на тесте мультиметром 1,47 В. Трудно сказать как следует интерпретировать данные результаты, вероятно Lii-500 в некоторых случаях может более сильно заряжать Ni-MH аккумуляторы.
На этом тестирование заканчиваем и переходим к общим выводам.
Итого, плюсы и минусы
+ Плюсы
- Флагман LiitoKala с наиболее широким функционалом
- Функции тестирования и тренировки аккумуляторов
- Возможность одновременной работы с разными типами аккумуляторов
- Выбор зарядного и (частично) разрядного токов
- Комфортная работа
- Информативный дисплей
- Режим пауэрбанка
- Хорошее качество изготовления
- Относительно невысокая цена
- Минусы
- Не работает с аккумуляторами на 4,35 В
- Не работает с Li-Fe аккумуляторами
- Не исключена перезарядка Ni-MH аккумуляторов
- Минимальный ток заряда 300 мА
- Иногда бывает плохой контакт с пружинным держателем
- Неудобно извлекать аккумуляторы некоторых типоразмеров
- Устройство может перезагрузиться при перемещении на столе
- На экране единовременно отображается только один канал
Многие из этих недостатков являются условными или присущими только одному конкретному тестовому экземпляру устройства.
Выводы
Если вы раньше не работали с такими продвинутыми зарядными устройствами как LiitoKala Lii-500 или вообще заряжали аккумуляторы какой-нибудь простой зарядкой с одним светодиодом, то разница просто колоссальна — вы всегда видите что происходит с аккумуляторами, сколько в них «залито» ёмкости, каково их состояние и т. п. Это не сравнить с простыми зарядными устройствами.